В современных условиях уровень использования основных фондов в большой степени влияет на увеличение объема вырабатываемой продукции, снижение ее себестоимости и повышение рентабельности производства.
В этой связи большой интерес представляет изучение практики финансирования, планирования и организации ремонтных работ котельных.
Капитальный ремонт котельного оборудования и тепловых сетей финансируется из амортизационных отчислений, а также дотаций из местного бюджета; текущий ремонт — из средств, предусмотренных в смете производственной деятельности предприятия.
На практике отсутствует точная классификация работ, относящихся к профилактическому обслуживанию отопительных котельных и теплопроводов, их капитальному и текущему ремонтам.
Это сказывается на объемах затрат, связанных с проведением ремонтных работ, и соотношении расходов по капитальному и текущему ремонтам.
Удельный вес затрат на капитальный ремонт котельных и теплопроводов отдельных ПОК и ТС колеблется от 1,4 до 13,7% стоимости основных фондов при среднем значении (по группе) 3,1%; на текущий ремонт — от 0,3 до 3,6% при среднем значении 0,9%.
Способы проведения ремонтных работ в котельных также различны: на крупных и мелких предприятиях большая доля капитального ремонта выполняется специализированными подрядными организациями. Отличительная черта крупных котельных и ТС — сложность ремонтируемого оборудования, необходимость применения для его демонтажа специальных устройств, инструмента и приспособлений, привлечение в межотопительный период ремонтных рабочих высокой квалификации и разнообразных специальностей.
До настоящего времени на котельных и ТС, как правило, к ремонтам приступают только тогда, когда дальнейшая эксплуатация оборудования без их выполнения невозможна. На многих предприятиях при подготовке к переходу на систему ППР крайне необходимо выполнять большие объемы ремонтных работ, требующих значительных единовременных денежных и материальных затрат.
Такое положение существенно затрудняет планирование ремонтных работ, их финансирование и особенно материально-техническое снабжение.
Положение усугубляется отсутствием правильно поставленного учета материалов и запасных частей, расходуемых на капитальный и текущий ремонты, которые выполняются подрядным способом, а это приводит к ошибкам в нормировании и перерасходу материальных ресурсов.
Для надежной и экономичной работы котельных и тепловых сетей разработана система планово-предупредительных ремонтов (ППР), объединяющая надзор и уход за основными фондами, их периодические осмотры, текущий капитальный ремонты.
Эта система обеспечивает удлинение сроков службы оборудования, снижение расходов на ремонтные работы, позволяет постоянно совершенствовать методы их выполнения.
Все мероприятия, осуществляемые по системе ППР, подразделяются на межремонтное обслуживание, периодические профилактические работы и плановые ремонты.
Межремонтное обслуживание включает:
- наблюдение за состоянием оборудования и правильным выполнением условий эксплуатации;
- своевременное регулирование машин и механизмов;
- устранение мелких неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации.
Работы по профилактическому обслуживанию выполняют рабочие-эксплуатационники.
В состав периодических профилактических работ входят:
- промывка оборудования;
- смена масла в картерных системах;
- проверка точности оборудования;
- осмотры между плановыми ремонтами;
- профилактические испытания оборудования.
Эти работы выполняют слесари-ремонтники.
Плановые ремонты подразделяются на малый, средний и капитальный.
Малый ремонт — наименьший по объему вид планового ремонта, при котором заменяется и восстанавливается небольшое количество деталей, срок службы которых равен межремонтному периоду или меньше его.
Такая замена обеспечивает нормальные условия эксплуатации до очередного планового ремонта.
Малый ремонт предусматривает:
- разборку основных узлов агрегата;
- ремонт или замену изношенных деталей;
- регулировку правильности и легкости включения и хода агрегатов;
- проверку состояния подшипников, предохранительных устройств;
- устранение мелких повреждений на всех поверхностях.
Работы малого ремонта выполняют дежурные слесари и электромонтеры.
При малом ремонте агрегатов возможен перерыв в их работе.
При среднем ремонте агрегат разбирают частично, заменяют или восстанавливают не все изношенные детали, а только те, срок службы которых меньше межремонтного периода или периода между двумя средними ремонтами.
В средний ремонт входят:
- частичная разборка всех узлов со сменой и восстановлением наиболее ответственных деталей и несложных узлов;
- выверка и зачистка всех деталей;
- замена или ремонт подшипников, устройств по технике безопасности и предохранению от перегрузки.
Капитальным ремонтом называется самый большой из плановых ремонтов, при котором производятся полная разборка оборудования (со снятием его, заменой всех изношенных деталей и узлов) и ремонт всех основных деталей. Капитальный ремонт предусматривает восстановление оборудования до состояния, равноценного новому, и включает:
- полную разборку всех узлов и механизмов с последующей их заменой или восстановлением до номинальных размеров и характеристик;
- устранение всех дефектов, выявленных в процессе эксплуатации;
- регулировку и выверку всех узлов по нормам ГОСТа, ТУ и т. д.;
- отделочные работы, шпаклевку, покраску.
Работы по малому ремонту ведутся за счет цеховых расходов и непосредственно отражаются на себестоимости; работы, относящиеся к капитальному, среднему ремонтам и модернизации оборудования, — за счет части амортизационных отчислений на капитальный ремонт.
Финансируется капитальный ремонт либо непосредственно с расчетных счетов предприятий, либо с особых счетов по капитальному ремонту.
Положение о порядке планирования и использования амортизационных отчислений предусматривает возможность проведения работ по модернизации, выполняемых одновременно с капитальным ремонтом, за счет амортизационных отчислений на капитальный ремонт.
Если модернизация производится не одновременно с капитальным ремонтом и увеличивает первоначальную стоимость основных фондов, ее следует относить к реконструкции основных фондов и финансировать из средств, предназначенных для капитальных вложений.
Использование амортизационных отчислений на капитальный ремонт, новое строительство, приобретение основного оборудования или затраты, относящиеся к основной деятельности предприятий, не допускается.